Декарт сформулировал учение о двух совершенно независимых друг от друга субстанциях: мыслящей и протяженной (материальной), а главное – о полной их невозможности влиять друг на друга. Материальная субстанция представляет собой машину или механизм, подчиненный исключительно механистическим законам. Живые формы – просто ловко сконструированные автоматы.
Этот декартов тезис, разумеется, доказан быть не может. Он вступает в противоречие с массой наблюдаемых фактов и никогда и никем прежде не разделялся. Однако именно он был принят «научным сообществом» за аксиому. Так возник деизм: Высший Разум однажды сконструировал материальный механизм, а затем полностью от дел устранился.
А со временем «мыслящая субстанция» и вовсе была признана «излишней гипотезой». Отныне реально существующим был провозглашен лишь материальный механизм, а единственными имеющимися правилами функционирования – механистические закономерности. Мышление и вообще все психические акты были объявлены побочными иллюзорными эффектами деятельности материальных механизмов. «Проблему Бога» решили тем, что механизмы были объявлены возникшими самостоятельно и случайно, за очень длительный промежуток времени. Вот так и возник правоверный материализм, который именует себя «научным мировоззрением».