Я хочу, чтобы человек был свободен и стал личностью. Религия не может эксплуатировать твоих психологических потребностей. Собранный человек самодостаточен, целостен. Он настолько целостен и полон, что не нуждается в фигуре Отца где-то на небесах. Я хочу, чтобы человек был настолько счастлив в ЭТОТ момент, что никакого завтра для него не существует. Завтра не существует для собранного человека. Таким человеком не удастся манипулировать детскими страшилками типа: сделай то, и пойдешь в рай; не делай этого, иначе пойдешь в ад.
Религии говорят; воздерживайся.
Я говорю: радуйтесь!
Не будем искать рая где-то, попробуем сотворить его здесь!
Я учу не религии, а религиозности, которая не имеет ничего общего с богом, бесами, раем и адом. Она – текущая река, а не неподвижная глыба. Она включает в себя доверие, искренность, естественность и любящее сердце. Для этого не нужно святых писаний, мессий, церквей, пап и священников.
Если человек любит весь космос, деревья и животных, моря и реки, звезды и облака, то знает, что молитва – это не слова.
Я, собственно, против молитвы, но поддерживаю медитацию. Молитва – это бизнес, торг с Богом. Молитва основана на словах. Ты опять будешь болтать, распевать гимны, повторять мантры…
Во время медитации следует отбросить все слова, хотя бы на несколько минут. И в эти минуты на тебя снизойдет счастье, на тебя изольется вся вселенная.
Человека научили подавлять свои сексуальные влечения, свои гневные порывы, всё вообще подавлять, а при этом улыбаться, носить маску, создавать себе личину… Глубоко внутри у тебя клокочет вулкан, на котором ты сидишь, но окружающим ты улыбаешься. Твоя улыбка – фальшивая, нарисованная.
Я не учу подавлять. Я учу понимать. Пойми свой гнев, наблюдай гнев, сознавай, что гневаешься. Ничего не делай – попросту позволь гневу стать перед тобой. Взгляни поглубже, и ты вдруг поймешь, что, наблюдая, ты меняешься. И гнев превращается в сочувствие.
Человек беспомощен в чужом, неприязненном мире. В мире не только не познанном, но и непознаваемом. Эта тьма, эти тучи непознанного окутывают человеческий разум. А разуму нужно на что-то опереться, а потому он творит знание. Если это знание и не является подлинным знанием, оно, тем не менее, создает иллюзию, будто человек есть господин всего сущего. Человек играет в слова и с их помощью создает иллюзию собственного могущества. Этим, в частности, занята метафизика, которая творит иллюзию знания в тех областях, где на самом деле никакого знания нет.
Такие слова, как «бог», «нирвана», «просветление», воспринимаются почти как нечто материальное. Ты начинаешь верить в слова. Метафизика является не просто абсурдом, но, скорее, сумасшествием, которое обладает собственной логикой. Здесь из слов постоянно строятся небоскребы, строится самая настоящая Вавилонская башня. И если тебя однажды зацепят эти слова, ты утратишь реальность. Ты начнешь жить за крепостной стеной слов.
(…) Жизнь постоянно находится во власти смерти. Не трать времени на слова и загадки. Необходимо отказаться от всех учений, книг, теорий, а в конце концов – от собственного эго. Необходимо отказаться от слов, чтобы стать лицом к лицу с истиной.
Когда кто-то приходит ко мне и говорит, что ищет Бога, я вижу в его глазах блеск эго – осуждение мира. Я вижу его гордыню: ведь он – не обычный человек, он незаурядный, он особый и исключительный. Он не ищет денег, он ищет медитации. Он не ищет чего-то материального, он ищет чего-то духовного.
Предмет стремлений поменять не так сложно, но к внутренним переменам это не приводит. Ты ищешь денег, власти, потом меняешь предмет стремлений и начинаешь желать Бога. Но сам при этом остаешься всё тем же, и это как раз потому, что ты всё время хочешь. Подлинные перемены должны произойти в твоей личности, а не в предметах желаний.
Ты отверг мир и теперь ищешь Бога. Прошу, отвергни также и Бога. Это выглядит несколько нерелигиозно, но на самом деле это не так.
Пусть сама жизнь станет твоим единственным Богом. Никакой другой бог не нужен, поскольку все прочие боги – это человеческий вымысел. Альберт Эйнштейн как-то сказал: «я – глубоко религиозный неверующий». Вот именно! Подлинно религиозный человек и не может быть верующим. Вера – как варежка: она окутывает и не позволяет непосредственно соприкоснуться с реальностью. Подлинно религиозный человек наг именно в этом значении: он не закован в броню веры, а потому может соприкасаться с жизнью непосредственно.
Бога нет.
Есть Жизнь.
Прошу, не ищи Бога.
Нирваны нет.
Есть жизнь.
Прошу, не ищи нирваны.
Если ты перестанешь искать нирвану, то найдешь ее сокрытой в самой жизни. Если ты перестанешь искать Бога, то найдешь Его в каждой частичке и в каждом мгновенье жизни. Бог – это другое название Жизни. Нирвана – это другое название Жизни.