Основным направлением развития Западного христианства в Новое Время была его гуманизация: движение в сторону одухотворения и облагорожения человеческого поведения и человеческих эмоций, как и в сторону рационализации вероучения и культа. Начался этот процесс с Реформации, однако в конечном итоге затронул как протестантскую, так и католическую разновидности христианства. Разумеется, здесь хватало своего фарисейства, связанного, в числе прочего, с подавлением и замалчиванием всего сексуального комплекса, присущего человеческой природе (на этой почве в свое время и расцвел фрейдизм). Однако в целом гуманизм европейской цивилизации имеет свою, причем весьма значительную, христианскую составляющую. Этот же процесс привел в конечном счете к разложению и самоизживанию традиционного западного христианства, выражаясь языком Гегеля, его «снятию» (по Гегелю это значит оставить полезное и отказаться от устаревшего). Народ в Европе ныне в массовом порядке покидает традиционные церкви.
Другое дело российское православие. Всегда оставаясь по своей сути средневековым, таким, каким оно сложилось в лоне давно погибшей Византийской империи, православие жутко кичится своей неотмирной «духовностью». При этом все, даже самые естественные побуждения человеческой природы, объявляются здесь глубоко греховными или, в лучшем случае, «мирскими» и «суетными». Т.е. никакого облагорожения и одухотворения человеческой природы здесь не происходит, человеческая природа просто грубо подавляется. Однако ж она никуда не девается, а потому то и дело прорывается на поверхность «вулканическими извержениями» немотивированной жестокости, злобы, пьянства, сексуальной распущенности и проч. Разумеется, всё это находит свое немудрящее оправдание: поскольку-де мы ближе других к Богу, то и сатана нас сильнее всех искушает. Собственно православная среда — это жуткое царство мрака, насилия, произвола, зашкаливающих предрассудков и суеверий, бескультурья и дикости. Конечно, мне могут возразить: есть среди нынешних «воцерковленных» культурные и даже высококультурные люди. Ну так ведь этой своей культурой они обязаны отнюдь не православию как таковому и церковной среде, а тому, что не всё из своей прежней, до «воцерковления», жизни забыли.
Вот в таком виде православие в современной Раше и возрождается, готовясь восторжествовать как над «миром», так и над западными «еретиками». Ну и хрен бы с ним, да жалко людей, которых их «духовный поиск» в это берендеево болото заводит. Не всех, разумеется, жалко. Некоторым туда и дорога. Но попадаются и неплохие люди. Это и есть жертвы православной индоктринации.
И едва ли может быть какой-то диалог с болотом. С болотами не дискутируют. В болоте либо тонут сами, либо его осушают.