[Воцерковленные] люди могут сравнивать жизнь свою и своего круга с жизнью не обремененных религиозными правилами людей, которых вокруг них большинство. Чаще всего, такие сравнения не в пользу религиозного круга: люди там не лучше, а психологический климат хуже.
Только для сильно дезадаптированных к обычной жизни людей пребывание в религиозном сообществе, если уж они смогли в него войти, может дать очевидное преимущество. Для большинства людей — то есть людей тоже «с проблемами», но умеренными, — такого очевидного преимущества нет. И тогда уже непонятно, зачем им разыгрывать жизнь по каким-то правилам, столь же неорганичным для них, как и для большинства их нерелигиозных сограждан? То, что предоставляет религия для таких людей, можно сравнить с занятиями групповой психотерапией методами психодрамы: в течение года или двух это может быть полезно, а потом пора бы вернуться к обычной жизни. Так, кстати, многие и делают, уходя в «церковность» на год или два во время каких-то жизненных кризисов. Получив свою терапию, такие люди возвращаются к обычной жизни неверующих, но вспоминают о церкви с симпатией.
Общая проблема большинства наших современных «воцерковлённых» в том, что они «воцерковились», не успев стать верующими. В большинстве случаев у них была иная мотивация «воцерковления», нежели религиозная вера как таковая.
(Отсюда. Послесловие епископа РПАЦ в конце текста)