Как по мне, то религиозное сознание – это вовсе не «вера в сверхъестественные силы». В конце концов для древних людей наличие в мире духов и богов было вполне естественным явлением: с их точки зрения, это был просто факт, а не предмет веры.
На самом деле, религиозное сознание возникает там, где появляются и насаждаются СВЯТЫНИ. А наличие святынь – верный признак присутствия религиозного сознания. Что такое «святыни»?
«Святыни» не подлежат никакой рациональной критике. От разума требуется «смириться» перед святынями.
«Святыням» следует поклоняться и беззаветно служить, не спрашивая при этом «зачем?» (хотя какое-то расхожее объяснение обычно всё же дается. Типа: «Христос умер за нас», «эту икону наши предки почитали», «тов. Сталин (или Советская власть, или Компартия) подарили нам счастливое детство» и т.д.).
Отвержение «святынь» или неправильное их почитание строго-престрого карается. Поэтому везде, где есть «святыни», появляются понятия «ереси», «мыслепреступления», «идеологического преступления».
Религиозное сознание вовсе необязательно оперирует идеей Бога или загробной жизни. Например, в СССР верить в то и другое было запрещено или, по меньшей мере, очень не одобрялось, однако сознание советского человека было насквозь религиозным. «Святая троица» в лице Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина, труды «классиков» как «священное писание» на которое нужно было всё время ритуально ссылаться, партийные и советские мероприятия, которым намеренно придавался характер сакральных действий, и, конечно же, культ «Великой Победы»…
Лица с религиозным типом сознания при случае могут поменять религию (из православия в коммунизм, потом снова в православие), однако вовсе без религии им жить невмоготу. А вот свободному человеку религиозное сознание абсолютно противопоказано.