Буддийское миросозерцание, как известно, не приемлет Бога-Творца, но зато в буддийской традиции известны идамы, как визуализация качеств просветленного ума или Будды, через которые для индивида возможна связь с «природой Будды», т.е. с конечной формой мироздания и себя самого. В каком-то вульгарном приближении идам – это персональное божество, перед изображениями которого простираются ниц и над которым медитируют, которому молятся и с которым стремятся самоидентифицироваться (воплотить его в своей личности и своей жизни). Вместе с тем, идам остается чем-то относительным, поскольку есть много идамов, и идам до известной степени остается созданием человеческого ума
Неплохо было бы таким образом толковать так называемые мировые религии. Неплохо, чтобы они сами такой взгляд на себя усвоили. Только такой подход поможет им уберечься от фанатизма и самоабсолютизации, от бессмысленных в наше время попыток навязывать себя в качестве «объективной и абсолютной истины». Зато они смогут остаться в качестве безобидных духовных практик, путей самосовершенствования и «путей спасения», при этом нисколько не оспаривая друг друга и мирно сосуществуя друг с другом. Вот почему бы не считать Христа и Богородицу такими идамами, присущими именно нашей культурно-религиозной традиции?