В сущности, церковь (православная и католическая) – это единственный сохранившийся в современном мире реликт эпохи феодализма, законсервировавший свойственный именно феодализму способ функционирования. «Подданные» не имеют здесь абсолютно никаких прав, кроме священного права и обязанности служить своим господам (так, по крайней мере, в идеале, на практике может быть и не совсем так). А господа назначаются исключительно «свыше», от Бога, и, соответственно, несут ответственность только перед Ним одним, имея притом все права требовать от «подданных» (они же – «паства») безоговорочного послушания и безграничной благодарности своим «отцам и благодетелям», что бы эти «отцы» ни творили. Одни названия «господ» чего стоят: «отец», «владыка», «преосвященный» (по-современному будет наверное «суперсвященный»), «святейший», «блаженнейший», «светлейший» и проч. Когда-то всё общество в целом было так устроено, а теперь осталась одна церковь, причем все ее «чада», даже те, кто в обычной жизни считает себя либералом, правильность этого устройства под сомнение не ставят. А если и ставят, то только «про себя» или, в лучшем случае, только в кухонных разговорах. А если бы и поставили такой вопрос, то что толку? Ведь правом принимать решения в церкви наделены всё те же «господа» и только они. «Господа», которых никто не выбирает, которые никому неподотчетны (кроме, формально, Бога, до которого, как известно, «высоко») и которые лишь кооптируют в свою коллегию тех, кто им подходит и удобен. Кстати, точно по такому же принципу сравнительно недавно КПСС функционировала. И по такому же принципу «общество» воров в законе функционирует. Так можно ли ожидать, что такая структура реформируется «сверху» (а «снизу» она не может быть реформирована в принципе)? Ведь инициаторами реформации могут стать только те самые «господа» (епископы), против которых острие реформации потенциально и будет направлено. Но кто же, будучи в трезвом уме и твердой памяти, станет рубить сук, на котором сидит сам?
Среди церковных завсегдатаев очень много людей с крайне консервативными, фундаменталистскими, а то и прямо фашистскими взглядами. Надо полагать, что церковь для них – это естественная среда обитания. Но есть же среди церковных чад и такие, кто называет себя либералом. И самим фактом своей принадлежности к церкви они поддерживают ее в принципе нереформируемые феодальные структуры. Вот этим-то церковным либералам и адресован мой вопрос: из церкви может ли быть что доброе?