Блеск и нищета традиции

Рассуждение shraibman

Я никогда не мог понять аргумент «поступаю так потому, что мой дед так поступал». Мой дед воевал в Красной армии, следовательно я за СССР (а если чей-то дед воевал в вермахте?).

Вплоть до того момента, когда появилось рациональное знание, наука, развитые представления о свободе личности, эффективные способы обнаружения истины и хранения информации, традиционное мышление работало, просто потому, что не имело альтернативы. Позитивный опыт закреплялся в обществе благодаря традиции — иного способа передать потомкам накопленное знание не существовало. «Поступай так, как поступали деды» — эта формула есть залог выживания в традиционном обществе. В свою очередь, поступки дедов понимались как часть цепочки событий, уходящей в область мифа — в область святого, истинного (в абсолютном значении этого слова). Священная сила мифа и преклонение перед предками придавали традиции огромную силу.
С появлением рационального знания, науки, мир изменился. Во-первых, как уже говорилось выше, появились новые способы обнаружения истины, хранения и распространения информации. Во-вторых, научное знание разрушило множество мифов, показав их полную несостоятельность. В-третьих, жизнь меняется столь стремительно, что «знания дедов» зачастую оказываются бесполезны для внуков.

...Историки разрушили мифологию французов, русских, немцев, евреев и прочих, превратили в прах мифы нации, Библии, почвы и крови. Гендерная теория нанесла удар по традиционным предствлениям о мужской и женской идентичности. Маркс, Михайловский, а за ними Вебер, Бродель и многие другие, показали, как работают социальные структуры.
Разумеется, как и всякое научное знание — это знание неполно и уже может быть частично отвергнуто благодаря новым исследованиям, т.е. благодаря новым фактам и логическим доводам. Но многие люди или даже целые общественные группы, упорно цепляются за какой-то там пуризм, фундаментализм, традиции.

Тот мед, что не сладИт — ступает желчи вслед.
Тот глаз, что поглядел, но не увидел — слеп.
Одежда, над какой не властны моды — саван.
Жилище, что вовек не знает смены — склеп.
Бедиль

Чей-то прадед что-то натворил, написал, рассказал... Мы можем хранить добрую память о нем, ухаживать за его склепом. Но мертвые не должны держать за горло живых. Возможно, он был неплохим человеком, возможно, как человек, он заслуживает уважения, даже если воевал в вермахте или в Красной армии, но, если его представления о мире противоречат здравому смыслу и нашему собственному опыту и знаниям, не пошел бы он нахуй?

Комментировать в ЖЖ  Обсудить в ЖЖ

Добавить комментарий