Классики унитарианства: Фауст Социн

В наибольшей мере проникнутое гуманистическими идеалами и рационалистическим подходом христианское движение унитариан, хоть и возникшее в ходе Реформации, но зашедшее значительно дальше, чем это могли позволить ее «отцы» (Лютер, Кальвин и Ко), началось в Западной Европе, но вследствие постоянных гонений вынуждено было постоянно менять свою «прописку». Самым массовым унитаринское движение стало в Республике Польской, вследствие сравнительно либерального законодательства этой страны на рубеже XVI – XVII веков. Именно в польскую культурно-религиозную традицию унитариане внесли самый заметный, всеми признанный вклад.
Польских «неоариан»-унитариев (самоназвание – «польские братья») чаще всего называли «социнианами», по имени итальянца Фаустино Соццини (лат. Faustus Socinus). Кем же был этот человек?

А был Фауст Социн религиозным мыслителем, философом, реформатором, писателем, поэтом… Его взгляды о необходимости признания свободы совести, отделения Церкви от государства, утверждения политической демократии опередили эпоху.

Происходил он из очень богатой и влиятельной на севере Италии (герцогство Тоскана) семьи. Достаточно сказать, что из того же семейства вышло сразу трое Римских пап XV – XVI веков: Пий II, Пий III и Павел V. Однако богословская мысль молодого Фауста развивалась совсем не в католическом направлении…
Большое влияние на него имел его дядя по отцу, большой критик церковной ортодоксии Лелио Соццини, в опеку к которому поступил маленький племянник после смерти родителей. Затем Фауст познакомился с трудами испанца Михеля Сервета – выдающегося ученого-медика и богослова-унитария, сожженного в Женеве по приказу Кальвина. В конце концов, и сам Фауст отверг догмат Св. Троицы.
Узнав, что у него много единомышленников в Польше и одновременно столкнувшись с неприятностями (из-за своих богословских взглядов) у себя на родине, Социн в 1578 г. впервые приезжает в Польскую Республику и с тех пор его контакты с «польскими братьями» становятся регулярными. В 1579 г. он окончательно переезжает в Польшу и поселяется в Кракове.

В то время «польские братья» имели свою церковную организацию, в которой преобладали анабаптистские настроения: т.е. от всех, желающих присоединиться к общине, требовали повторного крещения. Именно по этой причине Фауст Социн так никогда и не стал формальным членом Церкви «польских братьев». Повторно креститься (как и все католики, он был крещен во младенчестве) Фауст не захотел, т.к. считал крещение лишь исторически сложившимся обрядом, напоминающим о служении Христа и нашем призвании к спасению, но не обладающим какой-либо собственной «спасающей силой», а потому необязательным. Тем не менее, после смерти «главного теолога» польских нео-ариан Яна Немоевского, Фауст Социн фактически стал главным интеллектуальным наставником «польских братьев» и их неформальным лидером.

Главным в христианстве Социн считал этический образ жизни в согласии с заповедями Христа, чему и сам давал пример. Христос своим учением и поведением указал нам путь спасения, и ради верности своим нравственным идеалам взошел на крест. Жить как Христос – и значит служить Богу. При этом Божество и предсуществование Христа Социн отвергал. Отвергал он также «естественное бессмертие» человеческой души, догмат Троицы, существование ада, учение о первородном грехе (выдуманное апостолом Павлом), как и вообще всю Павлову сотериологию (учение о спасении). У Павла Христос приносит себя в жертву на кресте, чтобы «удовлетворить правосудию» Отца, согласно которому каждый человек лично виновен перед Богом в грехе Адама и должен быть осужден на смерть (муки ада). Именно вера в эту «умилостивительную» жертву Христа, а не сам по себе праведный образ жизни, являются у Павла условием личного спасения.
Так вот, Социн считал это учение не только безосновательным, но еще и крайне вредным, не мотивирующим человека к добрым делам, а лишь подвигающим его к слепой и фанатичной вере. Вообще учению, изложенному в Евангелиях и восходящему к Иисусу Христу, он отдавал предпочтение перед прочими новозаветными текстами.

Несмотря на то, что Польша в то время была самой либеральной страной в Европе, спокойно Социну не жилось, как и большинству «польских братьев». Уже в 1583 г. он вынужденно покидает Краков и поселяется в имении сочувствовавшего его идеям шляхтича Кшиштофа Моршчына, на дочери которого Эльжбете впоследствии женится (у этой пары была одна дочь Агнешка). Благодаря родству со знатным паном Моршчыном Фауст получает определенный вес в кругах шляхты и спустя какое-то время возвращается в Краков. К тому времени все его итальянские поместья уже были конфискованы инквизицией.
В 1598 г. подстрекаемая иезуитами толпа краковских студентов врывается в его дом и учиняет в нем разгром, круша всё на своем пути и нанося увечья слугам. Богатейшая, много лет собираемая библиотека Фауста Социна была в этот день предана огню. Сам Фауст подвергся жестоким избиениям. Он был бы неминуемо забит до смерти, если бы у предводительствующего погромщиками профессора-священника Мартина Вадовита в какой-то момент не проснулось чувство гуманности. Он увел своих разгневанных питомцев, а «ересиарх» остался жив.
После этого он направился в местечко Люславицы (30 км от Кракова), где его приютил еще один сподвижник – Абраам Блонский. В его доме Фауст Социн и скончался в 1604 г.
Ревностные католики не оставили его в покое и после смерти. Местный настоятель приказал извлечь останки «врага Бога и Церкви» из могилы и бросить их в воды протекающей поблизости речки Дунаец. Правда, братья Фауста по вере эти останки вскоре выловили и похоронили их вновь.

Комментировать в ЖЖ  Обсудить в ЖЖ

Один комментарий на «“Классики унитарианства: Фауст Социн”»

  1. Вадим:

    Ну вот, а говорят «что не поляк — то католик»! Во мне, например, польская кровь пробуждает симпатию к унитарианским взглядам, однако

Добавить комментарий