Основа закона

Я не разделяю в полной мере концепции автора этого текста. Однако как повод задуматься или в качестве отправной точки для дискуссии этот текст совсем не плох. Впрочем, выраженный в нем подход вполне согласуется с некоторыми сюжетными линиями в Новом Завете. Вспомним Иисуса, как Он показан в Евангелии от Иоанна. Иисус вполне отчетливо противопоставляет «Отца Моего» (= «Свет», «Добро», «Благо», «Жизнь») и «Отца вашего» (= Бога Ветхого Завета, которому иудеи служат, исполняя установленные Законом Моисея ритуалы), но который на самом деле есть дьявол...

Различие между Ветхим и Новым Заветом, между Богом Гнева и Богом Любви – это тема, которая не дает покоя многим христианам. Часто они стараются примирить крайности, утверждая, что «Божественная этика» отличается от человеческой, и хотя ветхозаветный Бог является по преимуществу «Богом Гнева» и Богом одного народа, Он всё-таки послал Своего Сына, чтобы Тот умер за наши грехи. И этот факт призван перевесить все преступления, совершенные во имя ветхозаветного Бога. А как иначе следует называть уничтожение целых городов с их жителями, включая женщин и детей, притом с радостным гимном на устах? А почему о Гитлере нельзя сказать, что его этика попросту отличалась от нашей, а вот о Яхве подобные вещи утверждать можно?

Я тоже долгое время верил так, как верит большинство христиан, но что-то не давало мне успокоиться, так что в конце концов образ Космического Тирана рассыпался. Но, с другой стороны, нельзя отрицать, что в Новом Завете есть множество ссылок на Ветхий. Я хочу высказать свое мнение по этому поводу.

Я полагаю, что откровение Ветхого Завета складывается из двух частей. Назовем их условно «сатанинской» и «Христовой». К «сатанинскому» откровению я отношу всё, что касается насилия, политики и закона (в смысле мертвой буквы). А к откровению Христову всё, что касается любви, прощения, духа и искренности.

Сатанинское откровение решительно доминирует, а Христово как бы остается на втором плане, как бы «прячется» где-то в тени. Как пример приведу рассказ о взятии израильтянами под предводительством Иисуса Навина Иерихона. Главный мотив – учиненная ими резня, но есть и сопутствующий сюжет, связанный с обращением блудницы (сюжет, позднее обыгранный в Евангелии) по имени Раав.

Другой пример – пророк Илия. Он посылает огонь с неба на стражников, убивает пророков Ваала. Эти поступки – отчетливо сатанинские, но ему также случилось побывать в гостях у бедной вдовы, помочь ей выжить и воскресить ее сына. Это поведение – вполне благородно и достойно Христа.

Есть у нас еще и пророк Елисей, согласно библейскому рассказу проклявший и уничтоживший десятки детей, за то, что те посмели над ним посмеяться. Такие рассказы, конечно же, вдохновляются духом сатаны. Но тот же Елисей исцелил Неемана от проказы, и то же самое делал Иисус столетия спустя.

Обратимся к сцене из Евангелия от Луки, в которой Иисус проповедует в родном городе Назарете. Он открыл книгу Исаии и прочел текст об освобождении, исцелении и милости (ах, почему Иисусу не попалась в тот день Книга Иисуса Навина?!), а народ Его внимательно слушал. Но Его соотечественники не были духовными людьми, а Иисуса многие считали пришедшим во второй раз Илией. Публика, наверное, с удовольствием посмотрела бы на зрелище, вроде извергаемого с неба огня. Иисус, между тем, сослался на случай с бедной вдовой и Нееманом, чем и вызвал крайне негативную реакцию земляков, прибегших к насилию.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22,37-40).

Этот фрагмент очень любят цитировать библейские фундаменталисты, но мне кажется, они совершенно не понимают, что на самом деле имел в виду Иисус. На двух заповедях любви держатся весь закон и пророки, а что будет, если эти «подпорки» убрать? Правильно, всё здание рухнет. И то исполнение Моисеева закона, о котором говорил Иисус, привело Его к конфликту с тем же законом, поскольку Он «слишком буквально» понял заповеди любви. Закон Моисея хорош постольку, поскольку его проклятия можно отменить. Это – идеальный пример того, как зло следует побеждать добром.

«На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Иначе говоря, «вот где собака зарыта».

«Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё» (Мф 5,18).
Еще один стих, используемый как аргумент фундаменталистами. Но не слишком удачно, поскольку «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф 24,35). И еще: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр 3,10).

Из высказываний Иисуса и Петра следует, что там, где кончается материальный мир, и там, где кончается зло, кончается и закон. Но пока продолжают существовать люди, вдохновляемые сатаной, будет существовать и закон. «Око за око, зуб за зуб», и ничего не изменится.

Вот и получается, что Ветхий Завет – это главным образом «сатанинское» откровение с небольшой примесью Христового, а Новый Завет – это откровение Христово с некоторой примесью «сатанинского». Священное Писание – это такой своеобразный «коктейль».

На страницах Библии чувствуется постоянное напряжение между:
«Богом бури и гнева» и Богом любви
Богом бесконечно отделенным от творения и Богом-в-нас
Мессией как политическим лидером и страдающим и «слабым» Мессией

а также:
между плотью и духом, между Царством Божьим как «внешней структурой», и тем Царством, которое «внутри нас».

А если сказать еще отчетливее, то весь библейский закон основан на НЕВЫПОЛНЕНИИ двух «наибольших заповедей», так что приходится выбирать:
— исполнять заповеди любви
или
— исполнять все прочие заповеди.

Объясните, как это можно побить камнями «ведьму» из любви к ней?

Следуя заповедям любви, мы вступаем в конфликт с прочими заповедями, а их «ревнители» нам непременно отомстят, как это видно на примере Иисуса. А если мы будем соблюдать «все прочие» заповеди, то тем самым отбросим краеугольный камень, и тогда всё здание рухнет, погребая нас под своими обломками. Осуждая убийцу, лжеца или прелюбодея, мы в итоге судим самих себя.

Заповеди любви – это фундамент апостолов и пророков, на котором строится новый, духовный град (Новый Иерусалим). «А вне – псы» (Откр 22,15). И чем громче эти «псы» лают, тем больше вера в закон и тем выше градус «беснования».

Но Бог-то – на стороне любви, поскольку Он Сам есть Любовь и закон не имеет над ним власти. «По закону» убивают тело, но дух не могут убить. Ненависть всегда стремится уничтожить любовь, а уничтожает саму себя.

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин 8,44).
А что, иудейские священники сделали что-то не по закону, приговаривая к смерти Христа?

В конце приведу еще цитату из апостола Иоанна, которая идеальным образом подводит итог всему:
«Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения» (1 Ин 4,4-6).

Павел Борч

Комментировать в ЖЖ  Обсудить в ЖЖ

Добавить комментарий